Один день из жизни крупнейшего грузового терминала России

Bойдя на территорию грузового комплекса крупнейшего аэропорта России, сразу ощущаешь масштабы реализованного проекта — новое здание, оформленное в фирменном стиле Шереметьево, находится в непосредственной близости к старому терминалу "Москва Карго", что позволяет визуально оценить разницу в размерах. Терминал, введенный в эксплуатацию чуть более года назад, является самым крупным на территории России и стран СНГ. Его площадь — 42,3 тыс. м2, производственная мощность — 380 тыс. т грузов в год. Согласно данным компании, за 2017 г. ООО "Москва Карго" обработало более 240 тыс. т грузов и почты, что составило 44,5% суммарного грузового и почтового оборота аэропортов МАУ (речь идет о складской обработке без учета трансфера вне терминала. — Прим АТО.). Оказавшись внутри, увидев техническое оснащение, поговорив со специалистами, осознаешь объем инновационных для хендлинговых операторов решений. 

Прием грузов

Грузы попадают из автомобиля в терминал через один из 29 гейтов. В настоящее время идет запуск электронной системы автоматизированного управления грузовым двором, которая позволит максимально упорядочить процесс и повысить оперативность приема-выдачи грузов.

Kомпания "Москва Карго", ныне входящая в группу компаний АО "МАШ" и дочерние общества и являющаяся частью программы масштабной модернизации и развития АО "МАШ", была образована в 1990 г. как грузовой терминал Lufthansa. Работа предприятия изначально строилась в полном соответствии с принятыми в авиакомпании требованиями к стандартам обработки грузов, что позволило терминалу быстро и прочно занять одно из лидирующих мест в сфере наземного обслуживания грузовых авиаперевозок МАУ, завоевав доверие таких клиентов, как "Аэрофлот", Singapore Airlines, SAS и др. В 2013 г., когда предприятие вошло в состав ООО "Грузовой комплекс Шереметьево", дочерней структуры МАШ, его годовой грузооборот составлял порядка 100 тыс. т. В "активе" компании также находились высококвалифицированный персонал, отработанные технологии и накопленный опыт наземной обработки грузов и почты. В 2014 г. образовавшееся предприятие было переименовано в ООО "Москва Карго".
В июле 2017 года в Шереметьево завершилось строительство крупнейшего в России грузового комплекса "Москва Карго".
Работы, начатые в марте 2016 г., проводились в интенсивном ритме, заданном потребностями отрасли и темпами роста аэропорта, который активно развивает инфраструктуру: грузовой комплекс был построен и введен в эксплуатацию меньше чем за полтора года.
В сентябре 2017 г. терминал принял первые грузы, в течение следующих двух месяцев на обработку в новый терминал был переведен весь грузооборот внутренних воздушных линий, а в январе 2018 г. — международных.

Читайте также:  Международную выставку HeliRussia перенесли на осень

Начиная с этапа приема груза к перевозке, количество ручных операций сведено к минимуму: груз укладывается на складской поддон, к которому диспетчер привязывает авианакладную, после чего поддон ставится на автоматизированную линию — с этого момента все последующие операции происходят в автоматическом режиме. Двигаясь по линии, груз попадает в тоннель интроскопа для досмотра службой авиационной безопасности аэропорта. Из интроскопа груз перемещается дальше, на сортировочную платформу, где в автоматическом режиме происходит определение его веса и объема, а затем он отправляется все по той же линии в автоматизированную систему для обработки и хранения грузов на складских поддонах (Automated Storage/Retrieval System) — ASRS. 

Гейты для приема-выдачи грузов, два из которых оснащены подъемными механизмами и предназначены для крупно­габаритных грузов, в т. ч. автомобилей :: "Москва Карго"

Хранение и обработка

Семиярусная система ASRS, установленная в терминале "Москва Карго", включает 3198 ячеек и три рабочие линии, на каждой из которых работает по четыре крана в полностью автоматическом режиме.

В зону комплектации из системы ASRS груз также подается автоматически по команде на вывод поддонов, привязанных к авианакладным на рейс. 

Автоматизиро­ванная линия, посредством которой груз отправляется в систему ASRS :: "Москва Карго"

Автоматизиро­ванная система для обработки и хранения грузов на складских поддонах (ASRS) :: "Москва Карго"

Следует отдельно отметить, что все трансферные грузы при размещении в системе ASRS автоматически подвергаются процедуре повторного взвешивания, в рамках которой фиксируются любые отклонения от заявленного веса. При дальнейшей отправке груза авиакомпании передаются корректные весовые параметры в полном соответствии с требованиями авиационной безопасности. 
Особого внимания заслуживает оборудование, установленное на первом этаже терминала в зоне комплектации/раскомплектации средств пакетирования (авиационных палет и контейнеров с грузом), или ULD (unit load device), как их сокращенно называют специалисты. 20 динамических рабочих станций, оснащенных подъемно-опускным механизмом, существенно упрощают работы с ULD высокого контура, позволяя опускать платформу на необходимую для безопасной обработки груза высоту. По словам сотрудников компании, на сегодняшний день терминал "Москва Карго" — единственный грузовой авиационный терминал в России, оборудованный такими станциями.

Читайте также:  AirBridgeCargo поможет аэропорту Льежа войти в топ-5 грузовых авиаузлов Европы

Готовые к отправке ULD помещаются в автоматизированную систему обработки средств пакетирования PCHS (Pallet Container Handling System). Общая вместимость системы PCHS составляет 576 ячеек для ULD, 60 из которых предназначены для ULD с температурно-чувствительными грузами. Система оснащена тремя автоматическими 20-футовыми подъемно-транспортными устройствами ETV грузоподъемностью 13,6 т каждое.

При отправке скомплектованных ULD в систему PCHS производится автоматизированное взвешивание и проверка соответствия контура ULD. Обнаружив отклонения, система автоматически возвращает ULD на рабочую станцию, обеспечивая таким образом дополнительный контроль за соблюдением требований по комплектации.

Еще одной особенностью работы системы PCHS является функция автоматической подачи на перрон скомплектованного груза точно ко времени начала обслуживания рейса. Система оборудована 13 конвей­ерными линиями, выходящими на перрон, на причалы которых и выводятся ULD.

Процесс работы тщательно и кропотливо отлаживался с поставщиком оборудования — компанией Lo¨dige, в числе клиентов которой грузовые терминалы KLM в Амстердаме, DHL в Лейпциге, Fraport во Франкфурте и другие крупнейшие грузовые авиационные узлы.

Международным трансферным грузам традиционно уделяется особое внимание. С одной стороны, обработка международного трансфера — самый ресурсоемкий процесс в списке услуг любого хендлингового оператора, включающий в себя два полных цикла складской обработки, таможенное оформление по прилете и вылете и две доставки по перрону. С другой стороны, это наиболее активно развивающийся сектор отрасли: в 2017 г. в терминалах ООО "Москва Карго" обработано свыше 97 тыс. т трансферных грузов МВЛ, что на 68,5% больше, чем в 2016 г.

Необходимо отметить, что в терминале автоматизировано до 60% операций производственного цикла. Для сравнения: в лондонском аэропорту Хитроу, ведущем с точки зрения автоматизации производственных процессов в Западной Европе, данный показатель составляет 75%.

Читайте также:  "Волга-Днепр" создаст грузоперевозчика в Германии

Особое внимание в терминале уделено обработке грузов специальных категорий. На первом этаже расположены склады опасных грузов, оборудованные двойными дверьми. На этих складах могут храниться все объекты, допущенные к воздушным перевозкам, вплоть до 7-го класса опасности (радиоактивные материалы).

Кроме того, терминал располагает 26 холодильными камерами с индивидуально настраиваемым температурным режимом хранения, что позволяет обрабатывать все виды скоропортящихся грузов, а также комнатой для живых животных, оборудованной в соответствии с требованиями ветеринарного контроля. На втором этаже располагаются склады ценных грузов, в которых установлена система газового пожаротушения и контроля уровня влажности. 

Планы на будущее

На данный момент ООО "Москва Карго" ежедневно обслуживает от 10 до 15 грузовых рейсов, а также более 500 пассажирских рейсов. В результате за 24 ч комплекс обрабатывает более 600 т. Ключевыми клиентами компании являются авиаперевозчики "Аэрофлот" и AirBridgeCargo.

В 2020 г. "Москва Карго" планирует запустить вторую очередь нового терминала, что обусловлено динамичным развитием аэропорта. Перед проведением чемпионата мира по футболу — 2018 был открыт новый пассажирский терминал B, в настоящее время ведется первый этап реконструкции терминала C. Подходит к завершению строительство независимой третьей взлетно-посадочной полосы. Учитываются и растущие потребности базового перевозчика аэропорта — авиакомпании "Аэрофлот", которая успешно наращивает объемы пассажирских и грузовых перевозок. По итогам 2017 г. рост грузооборота "Аэрофлота" составил порядка 30%.

По словам Михаила Чувилькина, первого заместителя генерального директора ООО "Москва Карго", на данный момент вторая очередь терминала находится на стадии предварительного проектирования: "Необходимо разработать востребованный продукт. К примеру, обработка негабаритных грузов, авиационных двигателей, больших партий живых животных — это то, что интересует грузовых перевозчиков". Ожидается, что контракт на проектирование терминала должен быть согласован в следующем году.